Освещение музеев и выставок

Развернуть полный текст

Музеи и выставки могут охватывать широкий спектр тем — от археологии до современного искусства, от литературы до современных технологий. Площадь некоторых залов составляет всего несколько квадратных метров, в то время как другие экспозиции могут занимать целые районы. Однако всех их объединяет миссия: собирать, сохранять и изучать и, даже более того, представить свою тему и рассказать о ней.

Дизайнеры музеев и выставочных залов придерживаются строгих стандартов качества в вопросах освещения. В результате понятие свет «музейного качества» стало эталоном в осветительной сфере.

Хорошее музейное освещение должно не только отвечать требованиям посетителей, но и быть комфортным для смотрителей и работников, помогать сохранению экспонатов, а также быть экономически эффективным и надежным. Освещение, отвечающее этим критериям, помогает сохранять культурное наследие человечества для будущих поколений.

Чтобы все экспонаты были представлены наилучшим образом, освещение не должно мешать просмотру. Для этого есть несколько правил:

  • Не должно быть никаких отвлекающих теней или узоров света на стенах или потолке.
  • Нужно избегать бликов и нежелательных теней на картинах и произведениях искусства. Чтобы их не возникало при направленном свете нужно расположить светильники так, чтобы их расстояние от экспоната было примерно равно трети от высоты стены.
  • Тени не должны падать на соседние экспонаты.
  • Большое расстояние между светильниками заливающего света и стеной делает освещение более равномерным, но увеличивает риск появления бликов. Компромисса между равномерностью и визуальным комфортом можно достичь, если угол падения света будет 25-30°.

Цвет, структура и коэффициент отражения потолка, стен и пола влияют на визуальное восприятие экспонатов и атмосферу в зале. Насколько ярко освещены должны быть стены и потолок, то есть насколько высока будет их отражательная способность, зависит только от желания дизайнера. Тут невозможно дать никаких общих рекомендаций.

Для освещения картин на стене можно использовать акцентирующее освещение.

Освещение плоских объектов

Чтобы отдельно осветить картину в зале используются узконаправленные лучи света, это усиливает драматический эффект. Регулирование контраста между темными и ярко освещенными участками играет главную роль в оформлении выставочного помещения. Интерьер и архитектура тоже влияют, но они здесь второстепенны. Сфокусированные лучи притягивают взгляд посетителей к объекту и концентрируют их внимание на произведении искусства. С помощью сменных линз для разных диаметров лучей, освещение можно приспособить для изображений разных размеров.

На некоторых выставках специально усиливают контраст между светлыми и темными зонами, в зависимости содержания картин. В этих случаях акцентирующее освещение добавляет особую магию к происходящему, так как настроение в этих картинах гармонирует с атмосферой на выставке. Хорошо настроенный свет красиво оформляет произведения искусства и придает им особое очарование, благодаря чему начинает казаться, что картины светятся сами по себе.

Использование разных уровней освещенности при акцентном освещении поможет создавать иерархию в восприятии и придаст выставке структуру. Равномерный заливающий свет обеспечивает нейтральный фон для экспонатов и представляет работы на стене более объективно. Он создает гармоничную атмосферу, в которой изображения и стены образуют единое целое. Этот вариант подойдет, если нужно создать более созерцательное, а не драматическое настроение для просмотра. Однородное освещение вертикальных поверхностей создает ощущение светлой и просторной залы.

Для некоторых выставок использовать только сфокусированное или, наоборот, только равномерное заливающее освещение — это слишком бескомпромиссный подход. Комбинирование обеих этих концепций освещения открывает дополнительные возможности. Равномерный заливающий свет с одной стороны создает базовое освещение в зале и обеспечивает хорошее восприятие экспонатов на стене. С другой стороны, сфокусированное освещение выделяет отдельные произведения искусства или подчеркивает детали в скульптурах, используя направленный свет для усиления освещения.

Светильники заливающего света с широкоугольным лучом подходят для освещения более крупных произведений искусства или нескольких объектов. Такой свет идеально подходит, например, для того, чтобы подчеркнуть группу картин, длинный стол или настенный стеллаж. Благодаря тому, что для такого освещения потребуется только один светильник вместо двух или трех, этот подход поможет сэкономить на дизайне выставочного помещения.

Резкий контраст света и тени подчеркнет форму и детали объекта.

Освещение объемных объектов

Прямой свет от светильников с узконаправленными лучами создает резкие тени, которые выделяют формы объемных объектов. Положение источника света имеет решающее значение для размера и формы теней. Если свет падает на коротком расстоянии под острым углом, то это создаст длинные и большие тени. Как правило, угол падения света 30° оптимален для того, чтобы подчеркнуть лепнину скульптуры.

Выставочное освещение, основанное исключительно на направленном свете, обеспечивает резкий контраст света и тени. Локализованные лучи фокусируют свет и создают волшебную атмосферу, в которой отдельные детали  могут таинственно выделяться из темноты.

Отблески нужны для привлечения внимания к конкретным деталям экспоната, выделяя таким образом части поверхности. Блеск может проявляться и перемещаться в зависимости от местоположения наблюдателя.

Кроме того, отблески усиливают восприятие объектов, так как подчеркивают их форму, края и текстуру. Такие проявления блеска зависят от сфокусированности света, тогда как интенсивность света имеет здесь второстепенное значение. Поэтому LED светильники с узконаправленным светом идеальны как инструменты для яркого акцентирующего освещения.

Управление освещением в музее

Поскольку экспозиция может часто меняться, то важно иметь возможность легко управлять освещением и автоматически его регулировать. Для этого можно использовать по отдельности или в сочетании друг с другом различные элементы системы контроля освещения. Сюда входят датчики движения, реагирующие на присутствие, датчики, регулирующие степень освещения или частичное его отключающие, в зависимости от яркости дневного света, предварительно запрограммированные сцены освещения и многое другое.

Вот несколько вариантов, как может использоваться управление светом в музеях:

  • Создание различных по степени освещённости зон в зале. Например, это возможно благодаря приглушению яркости у отдельных светильников. Такой эффект может представить выставку в драматическом освещении или защитить отдельные экспонаты от разрушающего действия света.
  • Система управления освещением может записывать данные о работе светильника и, таким образом, об излучении света, которому подверглись экспонаты.
  • Свет может включаться, отключаться или изменять свою интенсивность в ответ на изменения в дневном освещении.
  • Аварийное освещение легко может быть встроено в систему управления освещением.
  • Создание сцен освещения или динамических эффектов.

Управление освещением позволяет не устанавливать каждый раз новую светотехнику для новой выставки, а использовать уже установленные светильники, назначая им новые задачи. Также система может проверять работу осветительных приборов, сообщая о поломках и функциональном статусе. Используя контроль освещения, можно значительно сократить потребление энергии.

Популярные светильники для освещения музея

Отправить запрос

Закажите бесплатный проект освещения музея

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время для уточнения нюансов, чтобы результат максимально соответствовал всем необходимым критериям и Вашим ожиданиям.
Файлы проекта
Вы можете приложить к проекту любые файлы, которые могут понадобиться в работе.
Отправить в проектный отдел
Информация успешно отправлена! Мы свяжемся с Вами в ближайшее время по указанным контактам.
Москва, ул. Душинская, д.18, корпус 1
Санкт-Петербург, ул. Менделеевская, д. 9
Астана, улица Амангельды Иманова, д. 19
8 (800) 333-71-60
+7 (495) 663-71-60
+7 (812) 309-92-58
+7 (7172) 72-78-28
При использовании материалов сайта прямая гиперссылка на www.prof-svet.ru обязательна. Правовая информация
Copyright 2003-2019 «ПРОСВЕТ»