Освещение музеев и выставок

Музеи и выставки могут охватывать широкий спектр тем — от археологии до современного искусства, от литературы до современных технологий. Площадь некоторых залов составляет всего несколько квадратных метров, в то время как другие экспозиции могут занимать целые районы. Однако всех их объединяет миссия: собирать, сохранять и изучать и, даже более того, представить свою тему и рассказать о ней.

Дизайнеры музеев и выставочных залов придерживаются строгих стандартов качества в вопросах освещения. В результате понятие свет «музейного качества» стало эталоном в осветительной сфере.

Хорошее музейное освещение должно не только отвечать требованиям посетителей, но и быть комфортным для смотрителей и работников, помогать сохранению экспонатов, а также быть экономически эффективным и надежным. Освещение, отвечающее этим критериям, помогает сохранять культурное наследие человечества для будущих поколений.

Чтобы все экспонаты были представлены наилучшим образом, освещение не должно мешать просмотру. Для этого есть несколько правил:

  • Не должно быть никаких отвлекающих теней или узоров света на стенах или потолке.
  • Нужно избегать бликов и нежелательных теней на картинах и произведениях искусства. Чтобы их не возникало при направленном свете нужно расположить светильники так, чтобы их расстояние от экспоната было примерно равно трети от высоты стены.
  • Тени не должны падать на соседние экспонаты.
  • Большое расстояние между светильниками заливающего света и стеной делает освещение более равномерным, но увеличивает риск появления бликов. Компромисса между равномерностью и визуальным комфортом можно достичь, если угол падения света будет 25-30°.

Цвет, структура и коэффициент отражения потолка, стен и пола влияют на визуальное восприятие экспонатов и атмосферу в зале. Насколько ярко освещены должны быть стены и потолок, то есть насколько высока будет их отражательная способность, зависит только от желания дизайнера. Тут невозможно дать никаких общих рекомендаций.

Для освещения картин на стене можно использовать акцентирующее освещение.

Освещение плоских объектов

Чтобы отдельно осветить картину в зале используются узконаправленные лучи света, это усиливает драматический эффект. Регулирование контраста между темными и ярко освещенными участками играет главную роль в оформлении выставочного помещения. Интерьер и архитектура тоже влияют, но они здесь второстепенны. Сфокусированные лучи притягивают взгляд посетителей к объекту и концентрируют их внимание на произведении искусства. С помощью сменных линз для разных диаметров лучей, освещение можно приспособить для изображений разных размеров.

На некоторых выставках специально усиливают контраст между светлыми и темными зонами, в зависимости содержания картин. В этих случаях акцентирующее освещение добавляет особую магию к происходящему, так как настроение в этих картинах гармонирует с атмосферой на выставке. Хорошо настроенный свет красиво оформляет произведения искусства и придает им особое очарование, благодаря чему начинает казаться, что картины светятся сами по себе.

Использование разных уровней освещенности при акцентном освещении поможет создавать иерархию в восприятии и придаст выставке структуру. Равномерный заливающий свет обеспечивает нейтральный фон для экспонатов и представляет работы на стене более объективно. Он создает гармоничную атмосферу, в которой изображения и стены образуют единое целое. Этот вариант подойдет, если нужно создать более созерцательное, а не драматическое настроение для просмотра. Однородное освещение вертикальных поверхностей создает ощущение светлой и просторной залы.

Для некоторых выставок использовать только сфокусированное или, наоборот, только равномерное заливающее освещение — это слишком бескомпромиссный подход. Комбинирование обеих этих концепций освещения открывает дополнительные возможности. Равномерный заливающий свет с одной стороны создает базовое освещение в зале и обеспечивает хорошее восприятие экспонатов на стене. С другой стороны, сфокусированное освещение выделяет отдельные произведения искусства или подчеркивает детали в скульптурах, используя направленный свет для усиления освещения.

Светильники заливающего света с широкоугольным лучом подходят для освещения более крупных произведений искусства или нескольких объектов. Такой свет идеально подходит, например, для того, чтобы подчеркнуть группу картин, длинный стол или настенный стеллаж. Благодаря тому, что для такого освещения потребуется только один светильник вместо двух или трех, этот подход поможет сэкономить на дизайне выставочного помещения.

Резкий контраст света и тени подчеркнет форму и детали объекта.

Освещение объемных объектов

Прямой свет от светильников с узконаправленными лучами создает резкие тени, которые выделяют формы объемных объектов. Положение источника света имеет решающее значение для размера и формы теней. Если свет падает на коротком расстоянии под острым углом, то это создаст длинные и большие тени. Как правило, угол падения света 30 ° оптимален для того, чтобы подчеркнуть лепнину скульптуры.

Выставочное освещение, основанное исключительно на направленном свете, обеспечивает резкий контраст света и тени. Локализованные лучи фокусируют свет и создают волшебную атмосферу, в которой отдельные детали  могут таинственно выделяться из темноты.

Отблески нужны для привлечения внимания к конкретным деталям экспоната, выделяя таким образом части поверхности. Блеск может проявляться и перемещаться в зависимости от местоположения наблюдателя.

Кроме того, отблески усиливают восприятие объектов, так как подчеркивают их форму, края и текстуру. Такие проявления блеска зависят от сфокусированности света, тогда как интенсивность света имеет здесь второстепенное значение. Поэтому LED светильники с узконаправленным светом идеальны как инструменты для яркого акцентирующего освещения.

 

Защита от света

Пожелтение, затемнение, обесцвечивание, скручивание — вот лишь малая часть списка страшных последствий. На самом деле, экспонаты, выставленные в условиях дневного или искусственного освещения, обычно не подвергаются воздействию больше чем одной из этих опасностей.

Тем не менее, не следует недооценивать потенциальный риск от оптического излучения. Некоторые материалы не могут переносить коротковолновое ультрафиолетовое (УФ) излучение (100-380 нм), свет в видимом диапазоне (длины волн 380-780 нм) и длинноволновое инфракрасное (ИК) излучение (от 780 нм до 1 мм). Такой свет запускает фотохимические или термодинамические процессы. Дневной свет с его высоким содержанием  ультрафиолетовых лучей и тепловое излучение солнца всегда несут в себе опасность для экспонатов.

Важно знать, что ущерб наносится лучами, которые объект поглощает. Ультрафиолетовое излучение и коротковолновый свет обычно более опасны, чем длинноволновой свет и инфракрасное излучение. Это означает, что излучение в видимом спектре может нанести повреждения экспонату.

    Защитные меры:
  • Правильный выбор подходящих источников света. Для чувствительных к теплу материалов подходят только лампы, которые излучают свет с низким содержанием инфракрасных лучей. Правильным выбором будут галогенные лампы с низким напряжением и лампы с cool-beam reflector. Нет инфракрасного излучения в оптоволоконных осветительных системах или LED.
  • Использование фильтров для защиты от повреждающего излучения.
  • Рассеивание тепла. Даже в случае с лампами, которые производят световой поток с низким содержанием тепла, светильники и все, что к ним прилегает, могут нагреваться. Чтобы это вторичное инфракрасное излучение не наносило ущерба, его нужно рассеивать. Если необходимо, надо установить вентиляторы, чтобы усилить циркуляцию воздуха в помещении.
  • Инфракрасное излучение дневного света настолько же опасно, как и в лампах, поэтому прямых солнечных лучей надо избегать.

Светодиодное освещение в музеях и на выставках

Как уже говорилось выше, свет, который излучают светодиоды не не содержит ультрафиолетового (УФ) или инфракрасного (ИК) излучения. Из-за этих свойств он особенно хорошо подходит для освещения там, где есть свето- и теплочувствительные материалы.

Что касается срока службы светодиодных источников света, то они значительно превосходят традиционные лампы. Срок службы светодиода доходит до 50000 часов, что составляет 18 лет при 11-часовом рабочем дне и 250 рабочих днях в году.

Популярные светильники для освещения музея

Светильники для акцентного освещения экспонатов
Отправить запрос

Закажите бесплатный проект освещения музея

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время для уточнения нюансов, чтобы результат максимально соответствовал всем необходимым критериям и Вашим ожиданиям.
Файлы проекта
Вы можете приложить к проекту любые файлы, которые могут понадобиться в работе.
Отправить в проектный отдел
Информация успешно отправлена! Мы свяжемся с Вами в ближайшее время по указанным контактам.
Москва, ул. Душинская, д.18, корпус 1
Санкт-Петербург, ул. Менделеевская, д. 9
Астана, улица Амангельды Иманова, д. 19
8 (800) 333-71-60
+7 (495) 663-71-60
+7 (812) 309-92-58
+7 (7172) 72-78-28
При использовании материалов сайта прямая гиперссылка на www.prof-svet.ru обязательна. Правовая информация
Copyright 2003-2018 «ПРОСВЕТ»